Антон

История это правда о прошлом...

В июле этого года,  довелось поработать с документами государственного архива  Хабаровского края.  Как не странно это звучит, исследовательская работа мне понравилась. Познавательно прикоснуться к истории, смотреть и читать документы о жизни людей уже другой эпохи, хотя прошло всего-то 85-90 лет.
1.JPG
В архиве я искал документы по строительству Восточно-Эвенской культбазы. Именно ее постройки оказались первыми жилыми и административными зданиями будущего города Магадана. Многие исследователи во время разговоров спрашивали меня, почему эти данные ищу я, а не специально обученные люди (научные работники).

Я им озвучивал  позицию части "историков"города Магадана, что эти здания не являются культбазой. Приводил им свои доводы и показывал «доказательство» в виде фотографии другой стороны. Кстати на фото есть наше строение и «историки» на ней, его  обозначили как  «жилое строение». Говорил им покажите мне, где на фотографии три жилых дома,  которые были построены в 1929 году вместе с административными зданиями культбазы, не самые дома где жили и отдыхали работники культбазы?  В ответ тишина  (подробно можно почитать тут "Культбаза в Нагаево. Где она была?").


Реакция у всех была одна, если есть хоть один шанс, что это строение являлось жилым домом построенным для обслуживания работников культбазы (квартиры) и учитывая, что в 90е годы административные здания культбазы (школа и др) были уничтожены, то этот дом надо сохранить. Поисками должны заниматься научные работники, им за это государство деньги платит. Ведь, чтобы владеть всей картиной строительства культбазы нужно изучить документы в  архивах  Магадана, Хабаровска, Владивостока, Камчатки.

Кстати в Хабаровске нашел  интересные документы, скоро их опубликую в виде небольших историй. Нашел даже биографию первого руководителя Восточно-Эвенской культбазы Ивана Андреевича Яхонтова. Биографию Яхонтова в открытых источниках еще не встречал, возможно это будет небольшое историческое открытие.

Вот как то, так….   Продолжение уже  скоро.

P.S. на работу, что ли пойти историком ))))))
Subscribe to  anton_afanasev

Recent Posts from This Journal

Когда хобби превращается в работу, то это немного портит общий настрой. Не ходи в историки :-)
Антон, молодец! Блогеры наведут порядок в истории Магадана
(Anonymous)
Спасибо Антон за такую информацию о нашем родном крае и людях которые осваивали этот край! Очень интересно ,пожалуйста продолжай! Успехов и позитива в очень нужной твоей исторической работе!
Осторожно - история - это как ящик Пандоры - может открыться нечто ужасное. И как с этим дальше жить? Будете так же редактировать биографию героя, как он делал и до этого?
Я тоже давно интересуюсь биографией Яхонтова, только с другой - тёмной стороны - он повинен в убийстве двух моих дедов телеграфистов в 1920 в Николаевске-на-Амуре (а заодно, в гибели ещё кучи народа)

http://toihara.livejournal.com/19350.html Гибель Николаевска
http://toihara.livejournal.com/9465.html о Николаевских событиях
печально, не то слово! Это одна из крупнейших трагедий Дальнего Востока, да и, пожалуй, всей гражданской войны.
При этом - малоизвестная, так как сразу же была засекречена - уж больно много там большевиков задействовано. Конечно, попытались свалить вину на анархистов, на японцев, но это с трудом удавалось.
Поэтому наложили запрет.
Причём, даже в семьях об этом мало говорилось. Сужу по своим.
Бабушка, которая пережила эту трагедию когда ей было 14 лет, почти ничего о ней не рассказывала.
Да и мы, если честно, особо не интересовались. Ну говорила она, что отец погиб в "николаевских событиях". А что это за "николаевские события"? - мы почему-то не расспрашивали. Ну мало ли было боёв в Гражданскую войну. Единственно, вспоминала довольно часто (когда ноги болели) какой-то тяжёлый переход, когда они уже вышли из Николаевска. Да как-то упомянула что была заколота прямо в кроватке маленькая сестрёнка её одноклассницы с криками "Бей жидов - спасай Россию!" И мы опять же, особо не расспрашивали - так как не сомневались, что, конечно же, это были "белые" - ну кто ещё мог творить подобные зверства?
И вот только недавно, когда уже и она, и её родные брат Николай и сестра Вера умерли, я вдруг, занявшись историей семьи стала выяснять: что же это были за такие "николаевские события"? - и поняла, сколько же мы ещё НЕ ЗНАЕМ.
Списываясь с родственниками - детьми дяди Коли (брат бабушки - на момент событий ему было 10 лет), я попросила их посмотреть его записки, ну просто, что там могут быть сведения о семье. И оказалось, что он ЗАПИСАЛ свои воспоминания об этих событиях. И даже его дети до этого ничего об этой трагедии не знали и для них был шок.
А переход, что вспоминала бабушка (да и Николай и Верочка) это была эвакуация детей из Керби через Экимчан в Благовещенск. И это был пеший !!! переход. Это при том, что такая дорога тяжелейшее испытание для взрослых - через тайгу, через гнус, много много километров.
Ка написано у очевидца и участника событий Птицына: " .. вся дорога от Керби до Экимчана была уставлена маленькими крестиками, знаками детских могил; в общем, дети в возрасте от 5 лет и моложе вымерли почти целиком."
По воспоминаниям дяди Коли - их мама - Ирина Максимовна Черепанова учительница, занималась эвакуацией детского приюта из Николаевска. Сначала детей (а среди них были и её собственные дети - Лиза 14 лет, Николай 10 лет и Вера 7 лет) везли на барже и сначала они все чуть не погибли от взрывов (взрывали город, пристань, ставили мины), потом в Керби Ирину Максимовну арестовали, а детей на баржах вывезли в "Весёлую горку". Арест Тряпицына спас Ирину Максимовну - её освободили. И тут она получает телеграмму с "Весёлой горки" - "Детей отравили," - телеграфист ошибся в одной букве, и вместо "отправили", напечатал "отравили" - она грохнулась в обморок. Наконец, баржа с детьми пришла в Керби. Так как Керби было уже перегружено беженцами, и от скученности, в первую очередь, страдали дети - в связи с недостаточным питанием сильно развились болезни детей, смерть ежедневно уносила до десятка детских жизней, было решено детей-сирот эвакуировать в Благовещенск. И вот колонна из детей двинулась через тайгу. Как пишет дядя Коля: "много детей умирало в дороге, но подбирались новые и колонна не уменьшалась. Не выдержали перехода несколько человек японских детей, которых пытались спасти."

Ещё одной известной личностью из "тряпицынцев" был писатель Фраерман. Позже он подружился с Паустовским и что-то ему рассказывал из своих дальневосточных впечатлений. Вот как пишет Паустовский о Фраермане: "Фраерман дрался с японцами, голодал, блуждал с отрядом по тайге, и все тело у него было покрыто под швами гимнастерки кровавыми полосами и рубцами — комары прокусывали одежду только на швах, где можно было засунуть тончайшее жало в тесный прокол от иглы." - Представляете, что за комары были в тайге. И вот каково было детям, если даже у взрослого на много лет сохранились следы укусов!

О Фраермане можно посмотреть здесь: http://toihara.livejournal.com/21628.html