
Немного исторических фактов: в 1920-х годах на Северо-Востоке России создавалась сеть культбаз, для просвещения местного населения и воспитания подрастающего поколения. Место для строительства Восточно-Эвенской культбазы, было определено экспедицией заместителя председателя Дальневосточного Комитета Севера Карла Яновича Лукса, обследовавшей бухту Нагаева летом 1928 года.
В своём решении он руководствовался не только результатами обследования, но и рекомендациями местной власти и местных жителей. В частности, в Хабаровской краевой газете «Тихоокеанская звезда» в августе 1928 г. была опубликована статья председателя Ольского райисполкома М. Д. Петрова «Нагаево должно стать порт-базой», в которой предлагалось построить в бухте Нагаева морской порт «для развития региона и снабжения богатого золотом Сеймчана».

В апреле 1929 года во Владивостоке были срублены и разобраны для отправки на пароходе в бухту Нагаева 3 жилых дома, школа, ветеринарный пункт, больница и половина здания интерната, 22 июня на пароходе «Генри Ривиер» их доставили в бухту Нагаева. 23—25 июня начался сбор помещений культбазы, строительство продолжалось до октября 1929 года. К этому времени было собрано: 3 жилых помещения, здание больницы, ветеринарный лазарет, школа и временный склад. В течение 1929— 1930 годов были построены: здание бани городского типа, полутораэтажный склад с помещением для магазина, здание интерната и бактериологической лаборатории.
Официальное открытие базы состоялось 7 ноября 1930 года, первое время культбазе приходилось также выполнять функции милиции, погранпункта, лесного надзора и сельсовета, поскольку какие-либо органы власти в бухте Нагаева ещё отсутствовали, но если в 1929 г. здесь проживало 75 человек, то в 1930 г. — уже 600, а в 1931 г. — около 5 тыс. человек.
В большей степени культбаза обслуживала новое население строящегося поселка, чем местных жителей. Местное население очень настороженно относилось к перспективам воспитания своих детей в школе. Случались и откровенные выступления против новых порядков. В первый учебный 1929/1930 год в школе культбазы удалось собрать только 17 разновозрастных учеников. И хотя в следующем году количество учеников выросло до 44, в конечном итоге работа культбазы была признана неэффективной, и в 1931 г. она была закрыта.

Прибыв на место предполагаемого нахождения останков культбазы, мы сразу же обнаружили сохранившиеся постройки Восточно-Эвенской культбазы. Причем как в плачевном и заброшенном состоянии, так и в вполне приличном виде. Так я уже писал выше дома эти были срублены во Владивостоке, затем разобраны и отправлены для возведения в бухте Нагаева. Как видно на фотографиях 30-х годов и сделанных мною, на брусе хорошо сохранились цифры и буквы для быстрого возведения построек. Это на все 100 процентов говорит, что сохранились не только воспоминания той эпохи, но и вполне материальные ценности, а именно ПЕРВЫЕ ЖИЛЫЕ И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ ГОРОДА МАГАДАНА.

Кто-то скажет, да это развалины, зачем они нужны? Есть много других исторических мест, которые можно и нужно сохранить для потомков. Я с этой точной зрения не согласен, просто подумайте, много ли в мире, да что в мире в России городов, где до настоящего времени сохранились первые дома, возведенные в этом городе? Думаю каких городов единицы и именно потому Магадану стоить сохранить и привести в первоначальный вид Восточно-Эвенскую культурную базу.

На этой фотографии участники мероприятия смотрят план Восточно-Эвенской культурной базы, нарисованный на обычном листе бумаги обычным карандашом. Как говорится, сопоставляли планировку 30-х годов с современным ландшафтом.

Все делились информацией и сведениями, как говорится с миру по нитке ))) и история города Магадана для кого-то открывается с нового листа. Честно было очень много информации о которой многие просто и не догадывались.

К истории родного края приобщаются не только блогеры и журналисты но и молодое поколение колымчан ))))

На этой фотографии план Восточно-Эвенской культбазы 30-х годов, снимок любезно предоставил

Не равнодушными к истории родного края энтузиастами у горожан по крупицам были собраны эти прямые раритеты из жизни культбазы 30-х годов. На снимке детская развивающая игра – Лото отгадай-ка, 1930 года выпуска.

Правила игры…

Пионеры в деревенской школе, издательство Молодая гвардия 1930 год.

Наряд-задание на работы, август 1936 года.

Коробка вермишели Одесской фабрики, 1934 год.

Вот такие результаты выезда, кстати причина почему мы туда поехали достаточно прозаична, в будущем местные власти собираются облагородить побережье бухты Нагаева (пляж) и согласно их планам Восточно-Эвенской культурной базы там нет. Набережная есть, дорожки, кафе, магазины есть, а пяточка памяти места основания города Магадана, нет. Скорее всего, при составлении этих планов руководящие работники и ответственные исполнители просто не знали о существовании останков Восточно-Эвенской культурной базы.

Поэтому вопрос:
Нужно ли восстановить и сохранить Восточно-Эвенскую культбазу?
да
26(83.9%)
нет
5(16.1%)
не знаю
0(0.0%)
Если Вам понравился мой журнал добавляйтесь в друзья и будете в курсе событий )))
Journal information