основной_авиа

Самолет КБ Туполева – Ту-154б-2 авиакомпании Мавиал

Легендарная Тушка которая трудилась в авиакомпании «Магаданские авиалинии» и ежедневно летала по различным маршрутам в города Хабаровск, Владивосток, Новосибирск, Краснодар. Но после банкротства авиакомпании Мавиал, самолет  стоит в аэропорту Магадана и больше  в небо не поднимется. Кстати вчера  был ровно 21 год с момента основания авиакомпании,  основана 23 марта 1994 года.
самолет, мавиал, ту-154, ra-85584

В настоящее время  Магаданская область испытывает проблемы в авиаперевозках, авиакомпании загнули цены на билеты по самое не хочу, некоторые летают только в пиковый сезон (лето), другие просто сократили частоту полетов да самого минимума и в этом году у нас уже было когда несколько дней в неделю на Москву просто не летали самолеты. Ценообразование на магаданском направлении это отдельная беседа и об этом скоро будет пост.

А сейчас давайте вспомним  нашего как говорится «родного» труженика неба, легенду отечественного авиастроения Ту-154, который по кодификации НАТО - Careless , что значит Беззаботный, ну а в России его называют — Полтинник, Туполь, Тушка.
самолет, мавиал, ту-154, ra-85584

Разработка самолета была начата в 60-х годах, с целью замены Ту-104, ОКБ Туполева  ставилась задача создать самолёт, не уступающий по своим параметрам созданному в то время Боинг-727. Первый полет самолет совершил 3 октября 1968 года.  Производился серийно с 1970 года  по 1998 год, пережив несколько модернизаций. С 1998 по 2013 годы велось мелкосерийное производство самолётов Ту-154М на самарском заводе «Авиакор». В феврале 2013 года завод сообщил об окончании производства самолёта данного типа, крайний  борт № 998.
самолет, мавиал, ту-154, ra-85584

Это самый массовый советский реактивный пассажирский самолёт, который оставался одним из основных самолётов на маршрутах средней дальности в России до конца 90-х годов. Кстати самый короткий беспосадочный маршрут, на котором летал Ту-154 это Ташкент — Наманган (189 км), а самый протяжённый  Москва — Нерюнгри.

Тушкам присваивались регистрационные (бортовые) номера, начинающиеся с 85 например как наш борт RA-85584. На трассы самолет  вышел в 1972  году.
самолет, мавиал, ту-154, ra-85584

Эксплуатация показала, что самолёт требует модернизации, поэтому уже через два года была готова к производству модификация Ту-154А, взлётная масса была увеличена с 94 до 98 тонн. Изменения коснулись планера, крыла, состава оборудования, увеличения пассажировместимости. Новая модификация получила наименование Ту-154Б. Под эту конфигурацию впоследствии были доработаны все самолёты первых серий.

Модифицированный  Ту-154 стал самым массовым  самолётом в СССР в середине 1980-х годов, самолет летал во многие аэропорты СССР, а также более чем  в 80 городов мира. На базе Ту-154 был создан первый в мире самолёт, двигатели которого работали на сжиженном газе, он получил название Ту-155.
самолет, мавиал, ту-154, ra-85584, шасси

Самолёт построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом, Т-образным оперением с переставным стабилизатором. Расположение двигателей — заднее, что уменьшает шум в салоне и разворачивающий момент при отказе двигателя, но создает проблемы с «затенением» стабилизатора и двигателей на больших углах атаки и с задней центровкой, что приводит первоначально к помпажу и отказу боковых двигателей, затем отказу среднего, и к резкому уменьшению эффективности руля высоты. Самолёт попадает в режим глубокого сваливания и далее —плоского штопора, из которого без специального оборудования не выводится.

Силовая установка состоит из трёх ТРДД НК-8-2(У) конструкции ОКБ-276 Н. Д. Кузнецова. На модификации Ту-154М они заменены двигателями Д-30КУ-154 конструкции ОКБ П. А. Соловьёва. Два двигателя размещены по бокам на пилонах, третий — внутри фюзеляжа с воздухозаборником в форкиле с S-образным каналом. Управление остановом и режимом работы двигателей — прямое тросовое от находящихся в кабине рычагов. Рычаги управления двигателями (РУД) находятся на среднем пульте пилота и на пульте бортинженера, связаны и работают синхронно. Рычаги останова двигателей (РОД) находятся на пульте бортинженера слева от РУД, рычаги управления реверсом (РУР) на передней части РУД пилотов.
самолет, мавиал, ту-154, ra-85584, шасси

С середины 2000-х годов авиакомпании начали постепенный вывод самолета из эксплуатации. Основной причиной отказа от этого типа самолёта является низкая топливная эффективность двигателей НК-8 и Д-30 (расход топлива у Д-30 почти в два раза больше, чем у основного двигателя, использующегося на современных западных машинах — CFM56). Ту-154 проектировали в 1960-х годах, когда на стоимость топлива Правительство не смотрело вообще. Кстати Ту-154 произведены в конце 1980-х и в 1990-е годы могут еще летать и летать, лишь отдельные экземпляры перешагнули 30-летний рубеж,  а по уровню комфорта Ту-154М не сильно уступает А320 этих же годов.

К концу 20 века лайнер морально устарел, и пользователи Ту-154 начали заменять его на более современные аналоги: Boeing 737 поздних модификаций и Airbus A320. В 2002 году из-за ограничений по уровню шума были запрещены полёты Ту-154 в страны ЕС, кроме Ту-154М. Сегодня самая «пожилая» в мире машина постройки 1976 года принадлежит авиакомпании Air Koryo (Северная Корея), летает до сих пор и имеет бортовой номер P-552.
самолет, мавиал, ту-154, ra-85584, шасси

Наш самолет имеет модификацию Ту-154Б-2 под 180 пассажиров салона экономкласса, с усовершенствованной автоматической бортовой системой управления (АБСУ-154-2). Модификация выпускалась с 1978 по 1986 год. Всего было построено 382 самолёта. Взлетный вес некоторых экземпляров достиг 100 или 102 тонн за счёт замены колёс шасси и тормозных механизмов на усовершенствованные. В настоящее время  Ту-154Б-2 эксплуатируются только в качестве транспортных самолётов ВВС и МВД России.
самолет, мавиал, ту-154, ra-85584

Самолет имеет бортовой номер RA-85584  первый полет совершил в 1983 году, летал в Аэрофлоте (Магаданский авиаотряд), а с 23 марта  1994 года в региональной авиакомпании «Магаданские авиалинии» или Мавиал. С июля 2006 года приостановила свою деятельность. В июле 2007 года суд объявил компанию банкротом.

В марте 1994 года путём объединения компании «Полёт», Магаданского агентства по продаже билетов, наземного комплекса по техническому обслуживанию воздушных судов, медсанчасти, грузовой службы и центра по подготовке и переподготовке авиаперсонала аэропорта «Сокол» создается ФГУП «Авиакомпания Магаданские авиалинии».
самолет, мавиал, ту-154, ra-85584

В 1997 году началось регулярное выполнение беспосадочного рейса Магадан-Москва-Магадан на Ил-62М. 23 мая 2003 года — самолёту Ил-62М присвоено имя убитого в октябре 2002 года губернатора Магаданской области Валентина Цветкова. В конце 2003 года «Мавиал» был включён в план приватизации на 2004 год, однако руководство области и руководство и работники авиакомпании не поддержали этот шаг. Вот это было роковое решение, почему народ так решил не понятно.

В 2004 году монополия Мавиала на дальние перевозки оказалась разрушена приходом сразу нескольких авиакомпаний Владивосток авиа, Дальавиа, «Красэйр» и других. Это отразилось на авиакомпании недозагруженностью, и, как следствие, начались задержки зарплат и отмены рейсов. Это был  конец.

самолет, мавиал, ту-154, ra-85584

Вот такая печальная судьба у самолета и авиакомпании. В процессе подготовки материала, ко мне обратились с предложением, а почему бы не обновить цвета  Мавиала на самолете и не установить его на развилке  в аэропорт Магадан.

Мне это предложение показалось сначала не интересным, ведь есть же уже самолет памятник Ан-12 на привокзальной площади. Но по прошествии нескольких дней подумал, а почему бы и нет, все равно его разрежут на металлолом, а так хоть память останется о самолете, эпохе и людях.
самолет, мавиал, ту-154, ra-85584

А Вы как считаете?

Если понравилось поделись с друзьями.
Subscribe to  anton_afanasev
Проблема в том, что после 60-х в СССР активно создавать новую авиационную технику начали только в середине и конце 80-х, время и возможности были упущены, а развал Союза добил остатки. Поэтому теперь мы в жо.. и летаем на зарубежных б/у самолетах в своем большинстве.
Установить как памятник на развилке дорог в сторону области и аэропорт. Очень даже неплохая идея. Так ведь попилят же птичку все равно. Дешевле и проще. как с 85540 , 86590 и многими другими, обошлись, так и с этим видимо будет.
Распилить всегда можно, но идея не плохая по своей сути, я так понял ты за? ))
Если есть возможность сделать из самолета памятник то конечно же надо делать!
возможность есть, но пока это только разговоры. Посмотрим как отреагируют люди которые могут принять такое решение.
В свое время пришлось поковыряться в документах МАВИАЛа. Даже дело возбуждалось. При банкротстве введено внешнее управление и от "распиленного" МАВИАЛа деньги шли на выплаты кредиторам и зарплаты бывших работников предприятия. Если должники позволят ТУшку превратить в памятник, то это будет красивое напоминание о заслугах Цветкова В.И.
Поддерживаю идею с памятником! Спасибо за любопытный рассказ!
Жалко, что не летает, но поставить как памятник - это отличная идея!)
Я тоже поддерживаю установку второго памятника.
Идея прекрасная! Однако, самолет могут не отдать, ибо он находится в распоряжении службы СПАСОП и используется для отработки тренировок указанной службы.
Тоже верно, но наше дело изучить, что думает общественность и преподнести руководству аэропорта, а там пусть решают. В Фейсбуке срач вообще устроили но все согласны в одном, что сохранить надо )
однозначно ЗА установку Ту-154 в качестве памятника!
Причем в цветах советского Аэрофлота. Для памятника самолет в очень хорошем состоянии.
Для Магадана сразу 2 самолета-памятника будут еще одной визитной карточкой.
И не только в память о людях ставить, но и в память о самолете и его значении для области.
С приходом Ту-154 в Магаданском ОАО резко увеличились перевозки.
И уточнение: Ил-62 начал летать в Магадан в 1981 г. Тогда Домодедовское АПО на своих машинах выполняло регулярные рейсы.
А в 1997 г Мавиал на выменянном у Владавиа Ил-62М сам стал летать в Москву.
Salmin
(Anonymous)
эх 854-я . Дай Бог Вам здоровья, Антон! Я родился в Магадане, в Соколе и работал в Якутске... Мы с Вами земляки- дальневосточники) А самолет этот мой брат))) , как и другие магаданского ОАО. Мой отец на нем летал. И я в отпуск к бабушке))). Слезы на глазах... Спасибо!
Жаль тушку! За памятник, пока не поздно )